MBA Strategy arrow Эссе arrow Эффективное эссе. Советы от студента HBS

Эффективное эссе. Советы от студента HBS


Эссе - это основная и самая главная часть application. Первостепенная его цель - продать себя, убедить бизнес-школу, что ты именно тот человек, который достоин в ней учиться и c которым у школы будет "fit". О том, что такое правильно написанное эссе для бизнес-школы, можно книги писать, что умные люди и делают. Я не буду пытаться объять необъятное, а просто опишу использованный мной подход.

Стратегия

 

Первый шаг -  понять, какие же качества в поступающих ищет школа. Помимо, конечно, тем/вопросов эссе и разнообразной литературы, я использовал два источника.

• Сайт школы  (например. http://www.hbs.edu/mba/admissions/admissioncriteria.html), чтобы получить общее представление, так как обычно язык там достаточно туманный.  

• Формы для рекомендаций, которые можно скачать с сайтов школ (сами рекомендации заполняются online и к ним доступа у студентов нет, но обычно на всякий случай там висит пустая pdf форма). В них школа просит оценить поступающего по целому ряду критериев, и, imho, это и есть перечень тех основных качеств, которые школа ищет в своих абитуриентах. Большинство школ ищут одно и то же - leadership, analylitical skills, capacity for learning, integrity, initiative и т.д. и т.п., но бывают и отличия (по-моему то ли Chicago, то ли Wharton было важно чувство юмора).

Второй шаг - это понять, какие misperceptions могут быть у школы относительно тебя. Особенно это касается консультантов, инвестбанкиров и представителей прочих профессей, на которые часто вешают "ярлыки".

 

Третий шаг  - самый интересный. Нужно провести полную инвентаризацию всей своей жизни, прокрутить ее перед глазами, понять, какие эпизоды из нее а) могут наиболее ярко подчеркнуть необходимые качества б) просто интересны и необычны, позволят выделиться из толпы. 

 

Четвертый шаг - найти свои ответы на главные  вопросы: "Why MBA?" и "Why this school?". В той или иной степени их спросит любая школа. Причем надо понимать, что школы могут искать людей с разными целями. Если вы пишете, что хотите основать high-tech start-up в Silicon Valley, то это скорее ближе к Stanford, а если вы хотите стать CEO - это, скорее, ближе к Harvard. Впрочем, обычно ответы на эти вопросы к моменту начала написания эссе уже известны.

 

Ну после этого примерно спланировать, что писать в каждом эссе, и писать, редактировать, показывать друзьям, редактировать, редактировать...  

 

Тактика

 

"Цепляющее" начало

 
Один из самых полезных советов, которые я использовал - это делать первое предложение или параграф эссе интересным, "catchy". Так, чтобы человека сразу заинтересовать. Иногда для этого надо придумать интересное "обрамление" основной части. Поразительно, насколько эссе более выигрышно после этого смотрится, ну и admission committee можeт сразу ставить галочку напротив "creativity". Не обязательно так делать в каждом эссе, но всегда надо пытаться. 

  

Так как времени на написание у меня было совсем мало, для минимизации объема работы я начал с эссе в HBS. Их было много (7 или 8) и HBS не давала возможности выбирать. Потом я использовал эти эссе как "кирпичи" для того, чтобы сконструировать из них эссе в Wharton и Chicago. То, что они предоставляли многие темы на выбор сильно упростило задачу. Кстати, applications в Wharton и Chicago показались мне практически близнецами - очень удобно поступать в них одновременно. Stanford - отдельная и сильно отличающаяся песня. Тема основного эссе была "What matters to you most in life?", отсутствует word limit. Я также сконструировал его из "кирпичей" HBS, Wharton и Chicago и настоятельно НЕ рекомендую это делать. К ним нужен отдельный индивидуальный подход.

 

Язык эссе

 

Еще один интересный вопрос - насколько идеальным должен быть английский в эссе. Конечно, речь идет не о грубых орфографических ошибках, а просто о "корявости" некоторых фраз для уха native speakers. Я слышал два мнения. Первое - так как admissions знают, что эссе писал иностранец, то слишком чистый английский может возбудить подозрение, что эссе написаны не самостоятельно. Второе - что если язык будет не идеальным, то admissions может подумать "что за странный человек - знает, что соревнуется с лучшими из лучших и поленился отдать на proofreading".

 

Мне было ближе второе, так что я озадачился вопросом proofreading. Наиболее простой и дешевый способ - показать эссе знакомому native English speaker. Если такого (близкого) человека нет, можно воспользоваться платными услугами в интернете - послать черновик эссе, заплатить карточкой и в течение 24-48 часов получить отредактированный вариант. Мне два пакета эссе в HBS и Wharton обошлись где-то в двести долларов. HBS сделали отлично - с минимальными изменениями подправили грамматику. А вот свои эссе в Wharton после их "proofreading" я не узнал. Они настолько усложнили словарный запас и грамматику, что я и понимал то их с трудом. Пришлось переделывать. На эссе в Stanford времени оставалось очень мало, поэтому результаты в итоге были такие: Harvard, Wharton, Chicago - admitted, Stanford - denied without interview).

 

Материал подготовил выпускник HBS-2008 - www.livejournal.com/community/rus_mba

blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для Вас время консультации