MBA Strategy arrow Выбор бизнес-школы arrow Чего ожидать от бизнес-школы

Всё о MBA

line

мба mba MBA (Master of Business Administration) – квалификационная степень в менеджменте (управлении). Зачастую аббревиатура используется для обозначения не степени, а самих программ обучения для получения степени. Квалификация MBA подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. Обычно период обучения по программе MBA занимает от одного до двух лет. Подробнее>>


Поступление на MBA Пакет документов


line

 

Чего ожидать от бизнес-школы


В марте и апреле истекают все сроки подачи документов в известные бизнес-школы Америки и Европы, и наступает мучительный период ожидания результатов, когда вас либо зачислят, либо вы получите отказ. Поэтому стоит выяснить, чего следует, а еще важнее, чего не следует ожидать от бизнес-школы.

 

Важной составляющей является изучение рекламных брошюр школ или посещение их веб-сайтов, однако это полностью не раскрывает истинной сущности MBA программ. На самом деле, подобные буклеты лишь дразнят наше воображение, показывая красочные фотографии веселых студентов, которые сидят с книжками на университетских лужайках лондонских школ или же презентабельных бизнесменов Нью-Йорка, направляющихся на собеседование с деловыми кейсами в руках. Перед тем, как перечислять деньги на счет учебного заведения и спешно бронировать билет на самолет в Европу или США, следует ознакомиться с тремя важными сферами деятельности бизнес-школ: учебным планом, рекрутингом и культурой.

Учебный план
Количество курсов большинства программ варьируется от 15 до 25. Это зависит от продолжительности самой программы, где половину аудиторных часов занимают обязательные предметы. Стандартный учебный план европейских и американских бизнес-школ состоит из занятий по экономике (микро- и макро-), операционному менеджменту, бизнес стратегии, поведению сотрудника в организации, бухгалтерии, финансам, маркетингу и статистике. Иными словами, в точности из тех дисциплин, которые являются фундаментом любого бизнеса. Поскольку во вновь сформированную группу входит широкий спектр будущих профессионалов, каждая бизнес-школа хочет, чтобы выпускники получили набор всех необходимых навыков, которые помогут им преуспеть в международных делах. Например, в каждой бизнес-школе среди студентов обычно есть профессиональные атлеты, актеры и актрисы, представители духовенства, медики и даже послы. То есть люди, для которых «основа» – не пустое слово. Однако с другой стороны, подобная «основа» может неприятно огорчить поступающих профессионалов, у которых за спиной уже огромный опыт работы. Традиционно, учебный план предусматривает хорошие математические познания до такой степени, что самые престижные заведения перед началом программы предлагают тем, кто не знаком с работой в Excel или же расчетами в калькуляторе HP-12c пройти подготовку в так называемых «математических лагерях». 

 
Лишь на втором курсе студенты могут выбирать программы, которые соответствуют их дальнейшим карьерным планам. Важно то, что бизнес-школы предлагают на выбор широкий спектр курсов, и абитуриенты имеют возможность очертить перспективные рамки своего трудоустройства. Студент из России, который собирается работать в  финансовой сфере, а именно связать свою судьбу с финансами стран с развивающейся экономикой (EMG), может дополнить обязательный план программы выборочными углубленными курсами по финансам, а также курсами, которые непосредственно рассматривают EMG. Но лишь объемные и длительные программы могут предоставить широкий выбор факультативов. Абитуриенты небольших программ, которые интересуются узкоспециализированными вопросами, такими как, например, венчурный капитал в сфере хай-тек, вряд ли смогут подобрать соответствующую факультативную нагрузку. 

 

 Слушатели из России, которые планируют учиться в западных бизнес-школах должны также помнить, что местная учебная среда значительно отличается от той, которая царит в российских университетах. Изучение конкретных случаев проблемных ситуаций – вот основной метод обучения в бизнес-школах. Тогда как основные курсы часто предполагаю наличие учебников, факультативы, в основном, обходятся без них. Обычно они настолько прогрессивные и узкоспециализированные, что на эти темы попросту еще не написано книг. Основываясь на личном опыте, преподаватели разрабатывают собственные кейсы, создают веб-старницы с гипертекстовыми ссылками и приглашают значительное число практикующих докладчиков. Более того, некоторые курсы могут преимущественно основываться на обучении непосредственно в реальной среде, когда студенты больше времени проводят вне аудитории. 

 
В заключение, абитуриентам не следует надеяться на повсеместное идеальное состояние отделений. У большинства программ не хватает ресурсов для доработки таких специальностей, как финансы, маркетинг и стратегия. Неосновные курсы зачастую преподают младшие преподаватели, которые не являются признанными экспертами данной отрасли. В результате, абитуриенты, которые имеют намерения сконцентрироваться на изучении неосновных дисциплин, могут найти скудный выбор, и лишь ограниченный доступ к лидерам этой сферы.

Прицел на трудоустройство
По истечении месяца пребывания в кампусе, волей-неволей задумываешься о поиске работы. Для двухлетних программ речь идет о столь важной программе летней стажировки, для одногодичных – о карьерной лестнице после MBA. Специалисты по подбору персонала появляются в кампусах в начале осени с заранее расписанным графиком встреч за коктейлями, ланчами, ужинами и поздними внеурочными часами. Более того, большинство аудиторий начинают напоминать корпоративные залы заседаний, где студенты ходят с деловыми портфелями и элегантно одеты в костюмы с галстуками. Хотя некоторым студентам удается игнорировать морально давящий процесс рекрутинга, перед соблазнительными призывами высокооплачиваемых рекрутеров сложно устоять. 

 

Вложив в образование от $60,000 до $80,000 некоторые абитуриенты слишком рано концентрируются на финишной прямой. Время, которое ранее посвящалось штудированию лекционных курсов, вскоре становится полностью поглощено подготовкой к собеседованиям. Это негативный аспект, тем более, что нет стопроцентных гарантий трудоустройства после выпуска. Образно говоря, в данном случае рынок принадлежит покупателю, а не продавцу, и лидирующие мультинациональные фирмы, консалтинговые компании и банки имеют избыток кандидатов и недостаток вакансий. Слушателям, которые хотят работать в России следует помнить, что большинство школ (даже с мировым именем) не располагают ресурсной базой для этой страны. Может появиться случайный представитель с предложением работы в Восточной Европе, но в остальном, лучший путь в Москву – это мультинациональные корпорации, которые ищут персонал для своих финансовых операций в России.

Культура
У кого есть опыт работы на различных работодателей, тот знает, что существуют очевидные культурные различия на предприятиях, в секторах и отраслях. В этом плане ничем не отличаются и бизнес-школы. Некоторые из них беспощадны (с суровой квалификационной шкалой), другие же готовы идти на сотрудничество и относятся к студентам с пониманием. Бизнес-школы расположенные в городских районах более изощренные и задают быстрый темп, нежели те, которые находятся в пригороде. Несмотря на некоторые культурные различия, есть общие для всех школ факторы. Во-первых, предельный акцент на работу в командах, группах и секциях. Команды могут быть сформированы заранее или же составляться по выбору; секции практически всегда заранее прописаны. 


Большинство американских школ разделяют студентов на секции, члены которых изучают и штудируют основные предметы вместе, а также сообща общаются вне класса. Во-вторых, «разнообразие» каждой группы заставляет отдельных членов участвовать в ряде внеурочных мероприятий, лишь некоторые из которых связаны с бизнесом. Например, в Yale School of Management каждый из 220 студентов-новобранцев принимает участие в разных атлетических командах, группах особых интересов и социальных клубах. В-третьих, такие внеурочные события приводят к значительной социализации и дружбе. Как только напряжение первого семестра исчезает, группы, работающие над одним кейсом, находят все больше времени для планирования лыжных туров, экскурсий в местные пабы или же просто ночных дискуссий в ближайшем кафе. 


Таким образом, бизнес-школа – это больше, нежели просто курсы, преподаватели и рекрутинг. Это одно- или двухгодичный опыт, который практически всегда очень напряженный, сложный и стрессовый. Две невероятные книги были написаны про опыт учебы в бизнес-школе:  Snapshots From Hell: The Making of an MBA (about Stanford) и Year One: An Intimate Look Inside Harvard Business School (about HBS). Их обязан прочитать каждый, кто незнаком с опытом обучения в бизнес-школе. 

 

По материалам: mbacareerprogram.com

 

blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для Вас время консультации
X
Хотите получить
диплом MBA?
Оставьте свои данные и забирайте курс
книгу "10 шагов к MBA бесплатно"