MBA Strategy arrow Masters arrow Образование за рубежом. Часть 1

Образование за рубежом. Часть 1


degreeМногие высокоразвитые страны  чувствуют себя в сфере образовательных услуг, как рыба в воде. Что может пойти не так? В принципе, многое. По всему миру спрос на высшее образование с каждым годом становится все выше и выше. Количество студентов в странах «золотого миллиарда» возрастает ежегодно, а мест все еще не хватает всем желающим. 


В таких быстро развивающихся странах, как Китай и Индия богатые семьи с легкостью могут отправить своих детей учиться в те немногочисленные престижные учебные заведения с мировым признанием. То ли студенты не могут найти подходящего  ВУЗа дома, то ли их больше привлекает заграница, но мобильность абитуриентов растет на глазах. 

 
Организация экономического сотрудничества и развития – форум богатых стран – подсчитала, что в 1980 году около миллиона студентов учились в университетах и колледжах за пределами своей родной страны. По прошествии двадцати лет показатель увеличился вдвое, а еще меньше чем через десятилетие – возрос  втрое. 

 
Характерно, что Соединенные Штаты Америки и Великобритания занимают первое и второе место соответственно в сфере образования. Первый иностранный студент поступил в Британский тогда еще малоизвестный Оксфорд в далеком 1190 году. Однако вековая репутация ВУЗа и высокие рейтинги среди мировых учебных заведений помогли, к примеру, Великобритании привлечь студентов не только в именитые заведения страны, но и в более скромные университеты.  Согласно рейтингу шанхайского университета Jiao Tong, в Америке функционирует восемь из десяти университетов с мировым именем, тогда как в Соединенном Королевстве – остальные два (см. табл.). 

 

МестоУниверситет    
Иностранные студенты, %, 2008
1
Harvard   
23.3
2
Stanford   
24.9
3
California, Berkley   
9.9
4
Cambridge    
23.8
5
MIT   
29.4
6
Caltech   
12.0
7
Columbia   
26.3
8
 Princeton   
18.7
9
Chicago   
18.6
10
Oxford   
25.3

 

Преимуществом американских и британских ВУЗов является сильная база английского языка, который стал универсальным в бизнесе, науке и даже культуре. Примерно из 3 миллионов иностранных абитуриентов, которые в 2007 году поступили в высшие учебные заведения (к сожалению, нет более поздних данных сравнения), 20% выбрали университеты Америки и 12% - университеты Великобритании. 


Сфера образовательных услуг – достаточно прибыльный бизнес с ежегодным доходом, например в Великобритании, в Ј25.4 миллиардов ($39.4 миллиардов). Эта отрасль сравнима по своей прибыльности с издательским делом; ее доходность даже слегка превышает объемы рекламной индустрии, а авиаконструкторскую, космическую и фармацевтическую отрасли она обогнала с крейсерской скоростью.  

 
Дабы избежать традиции в качестве примера исследования брать Америку с ее системой образования, на сей раз остановимся на Великобритании и классике европейского стиля.  

 
Так, исследовательница Урсула Келли (Ursula Kelly) в сотрудничестве со своими коллегами из университета Strathclyde выяснила, что более 10% доходов британских университетов (Ј2.9 млрд.) поступает от иностранных студентов, которые тратят еще около  Ј2.3 млрд. на проживание, питание, развлечения и другие услуги. 

 
Тем не менее, траты иностранных студентов влияют не только и не столько на систему торговых отношений. Для начала, они очень сказываются на финансовых потоках самих университетов, которые зачастую страдают от недофинансирования. Например, в университетах Англии студенты из Великобритании и стран Европейского Союза платят за обучение Ј3,290 в год, хотя и эту сумму хотят ныне пересмотреть. Их образование обходится университетам гораздо дороже, поэтому государство помогает покрыть расходы с помощью грантов. 

 
Однако этого все же недостаточно особенно для курсов, где проводятся лабораторные исследования. Университеты частично покрывают эти расходы, взимая более высокую плату с иностранных студентов. И если эта категория абитуриентов откажется от американских или британских престижных заведений, то местные студенты потеряют, либо качественное образование, либо финансовые преференции. 

 
В эти непростые и финансово аскетические времена иностранные абитуриенты – последняя надежда для топовых учебных заведений. Остановимся детальнее не европейской традиции приема новых кандидатов. Например, правительство той же Великобритании тщательно контролирует вступительный процесс кандидатов из родной страны, а также дружественного ЕС. Ведь именно им приходиться давать деньги в виде так называемых субсидий, а также платить самим университетам за их образование. Поэтому, чтобы увеличить набор «местных» абитуриентов нужно подавать официальное прошение в органы власти, а в случае отказа, активно искать пути привлечение студентов из стран не членов ЕС. Это, собственно говоря, и происходит сейчас: характерный пример Великобритании (который вы можете легко спроецировать и на всю Европу), где с 2004 по 2008 года количество учащихся в высших учебных заведениях увеличилось на 7.1%, но при этом иностранные студенты составили 23.7% общего числа зачисленных кандидатов!  Хорошая новость для наших сограждан и других представителей СНГ, а также Азии, Африки и Латинской Америки. 

 
Однако кроме финансового интереса, есть и иные причины привлекать абитуриентов из заграницы.  Зачастую они умны и более трудолюбивы. Сэр Ричард Сайкс (Richard Sykes), бывший ректор Imperial College London, который специализируется на науке, технологиях и медицине, и привлекает значительную толику иностранных абитуриентов, говорит, что «в Великобритании стандарты значительно упали, но возросли на Дальнем Востоке. Студенты из Сингапура обладают дипломом с отличием и ничем не уступают, например, моим достижениям».  Он также высоко ценит присутствие абитуриентов из Китая, которые привнесли в аудитории элементы трудолюбия и усердия, и заставили «местных» немного поработать мозгами. 

 
Во-вторых, принимая в свои ряды большое количество иностранных кандидатов, университеты приобретают звание международных, что обогащает их опыт и состав. Хотя это может остаться лишь теорией, поскольку иностранцы зачастую собираются компактными группками и не взаимодействуют с местными коллегами. Такая ситуация знакома London School of Economics (LSE), где 80% учащихся – это иностранцы. По словам недавнего выпускника заведения и представителя Польши Петера Заковецки (Peter Zakowiecki), LSE может гордиться разнообразием студенческой среды, но это нельзя назвать многообразием культур в полном смысле. Это, скорее всего, мульти-монокультуризм. 

 
И наконец-то, в глобальной войне за таланты, отхватить одаренного кандидата – это сущая удача для учебного заведения и страны. Это люди, которые в будущем сделают новые открытия и создадут компании с новыми рабочими местами. И даже если они этого не сделают, то обучая иностранных студентов, страна создает надежного приверженца на всю жизнь.


ЧАСТЬ 2

 

По материалам: www.economist.com  


 

blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для Вас время консультации