MBA Strategy arrow MBA arrow Семь когнитивных моделей для более эффективного принятия решений

Всё о MBA

line

мба mba MBA (Master of Business Administration) – квалификационная степень в менеджменте (управлении). Зачастую аббревиатура используется для обозначения не степени, а самих программ обучения для получения степени. Квалификация MBA подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. Обычно период обучения по программе MBA занимает от одного до двух лет. Подробнее>>


Поступление на MBA Пакет документов


line

 

Семь когнитивных моделей для более эффективного принятия решений


 

 

Каждый день мы принимаем десятки, если не сотни решений разной степени важности. Одни почти не влияют на нашу жизнь, другие способны кардинально ее изменить. Какую работу выбрать? Основывать ли свою компанию? Переезжать ли в другой город? Такие решения принимать нелегко. К счастью, мы можем многому научиться у людей, которые постоянно принимают важные решения и разработали для этого специальные когнитивные модели. В этой статье мы собрали для вас семь самых лучших моделей.

 

1. Правило 10/10/10:  Краткосрочная и долгосрочная перспектива

Поднявшись на вершину издательского Олимпа, Сьюзи Уэлч использовала когнитивную модель под названием «Правило 10/10/10», которая помогала ей решать сложные профессиональные и личные проблемы.

 

Большинство из нас принимали решения, не думая о долгосрочных последствиях. Правило 10/10/10 можно использовать как раз для этого. Нужно просто спросить себя:

- Что мы будем думать об этом через 10 минут?

- А через 10 месяцев?

- А через 10 лет? 

 

Подумайте о любой дилемме, с которой сталкивались – о чём-то, что казалось не очень хорошим, но со временем вы поняли, что это было правильно.

 

Легко принимать краткосрочные решения, которые принесут вам пользу в следующие 10 минут или даже 10 месяцев, но такие решения обычно не помогают в будущем. Гораздо сложнее принимать решения, кажущиеся неприятными или неважными в краткосрочной перспективе, но окупятся со временем.

 

Если вам трудно посещать спортзал, отказываться от нездоровой пищи или преодолевать сложности обучения новому навыку, используйте правило 10/10/10, чтобы подумать не только о том, как решение повлияет на ваш сегодняшний день, но и о том, во что оно выльется через годы.  

2. Истинный поклонник

«Истинный поклонник – это человек, который будет покупать абсолютно всё, что вы производите. Он с удовольствием проедет 300 километров, чтобы попасть на ваш концерт. Он купит супер-люкс-подарочную версию вашего товара, переизданную в высоком разрешении, даже если у него уже есть такая же, но в низком. Google Alert отсылает ему сообщения, когда ваше имя упоминается. Вот что такое истинный поклонник», – Кевин Келли, основатель журнала Wired Magazine

 

Кевин принимал участие в создании многих революционных идей, но одна из самых популярных – это теория «тысячи истинных поклонников». Доступность и распространение информации в наши дни позволяют любому артисту, писателю или предпринимателю оставить за собой значительный след, если у них появятся истинные поклонники (их может быть 100, 1000 или 10000).

 

Главное здесь то, что вместо того, чтобы пытаться удовлетворить массы, гораздо лучше сделать так, чтобы вас любили настоящие фанаты. В основном эта модель касается артистов и предпринимателей, но на самом деле её очень просто применить к отношениям.

 

Применяя модель «истинных поклонников» к вашим текущим личным и профессиональным отношениям, вы сможете оптимизировать подход к этим отношениям. Чаще всего лучше иметь одного действительно близкого человека, чем сотню, с которыми вы знакомы шапочно.  

3. Закон Парето

Будьте эффективны, а не просто деятельны «Сосредоточьтесь на продуктивности, а не на занятости». – Тим Феррисс, автор книги «Четырёхдневная рабочая неделя», бестселлера по версии New York Times.

 

Что бы мы ни делали, 20% нашей деятельности всегда будет приносить 80% желаемого результата.

 

Закон Парето разработал итальянский экономист Вилфредо Парето, который заметил, что 20% людей владеют 80% земли и ресурсов. В наши дни этот концепт можно применить к бизнесу, здравоохранению, расходам и так далее. Например:

- 80% наших расходов происходит от 20% источников (квартплата, ипотека, транспорт)

- 80% наших прибылей происходит от 20% клиентов

- 80% нашего благосостояния происходят от 20% людей в нашей жизни

 

Очень легко погрузиться в «занятость» и в итоге ничего не сделать. Закон Парето – очень полезная теоретическая модель, которая позволяет нам быть эффективными, а не просто деятельными.

4. Схема минимизации сожалений

Мыслить в долгосрочной перспективе

 

Когда Джефф Безос, генеральный директор компании Amazon.com, столкнулся с дилеммой – бросить ли постоянную работу в хедж-фонде для основания Amazon – он воспользовался моделью, которую назвал «Схема минимизации сожалений».

 

Вот как он объясняет эту модель: «Если представить себя в возрасте 80 лет и подумать: «О чём я буду думать в этом возрасте?», то вы сможете избежать насущных факторов. Эту схему нужно применять для проблем, которые кажутся сложными в краткосрочной перспективе, но если подумать о долгосрочных последствиях решения, то вы сможете поступить правильно и не сожалеть об этом потом». – Джефф Безос, генеральный директор компании Amazon

 

В то время как «Правило 10/10/10» от Сьюзи Уэлч больше направлено на противопоставление неважных, краткосрочных и важных, долгосрочных решений, «Схема минимизации сожалений» Джеффа Безоса работает для тех, кто колеблется перед принятием весомого решения, которое изменит как личную, так и профессиональную жизнь.

 

Это может быть решение бросить работу и стать предпринимателем, как у Безоса, или же переезд на ПМЖ в другую страну, или даже долгосрочные отношения с кем-то.

5. Матрица Эйзенхауэра

Распределение времени

 

«То, что важно, редко бывает срочным, а срочное редко бывает важным». – Дуайт Эйзенхауэр Жизнь Дуайта Эйзенхауэра была весьма продуктивна.

 

Он был 34-м президентом Соединённых Штатов, разработал концепцию развития сети федеральных скоростных автомагистралей США, участвовал в создании сети Интернет (Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США), исследованиях космоса (НАСА) и заложил основы мирного применения альтернативных источников энергии (Декрет об атомной энергии). Неудивительно, что его методы тайм-менеджмента, принятия решений и увеличения продуктивности изучали очень многие исследователи.

 

Самой продуктивной из моделей принятия решений Дуайта Эйзенхауэра была так называемая «Матрица Эйзенхауэра». Работает она очень просто. Когда Эйзенхауэр сталкивался с решением, действием или заданием, он распределял его в одну из четырёх категорий:

- Срочное и важное (нужно сделать немедленно)

- Важное, но не срочное (можно сделать позже)

- Срочное, но не важное (можно передать кому-нибудь другому)

- Не срочное и неважное (не нужно делать)

 

 

 

 

Согласно мнению Стивена Кови, автора бестселлера «7 привычек высокоэффективных людей», большая часть нашего времени должна уходить на вторую часть: важное, но не срочное.

 

Самые важные дела, которые действительно влияют на нашу жизнь, редко требуют немедленного выполнения. Сюда чаще входят занятия или решения, относящиеся к стратегическому планированию будущего, личного или профессионального.

Для этих занятий нужно освобождать время, и лучше всего – делегировать неважные дела другим или вообще их не делать.

6. Закон Паркинсона

«Работа расширяется и заполоняет всё отведённое на неё время».

 

Если у нас есть три часа на выполнение задания, которое обычно занимает час, то мы растянем его именно на эти три часа. Однако, в последние полчаса нас настигает необходимость наконец доделать это задание.

 

Эту ментальную модель можно применить только к самому себе. Вряд ли ваш босс или ваша компания позволят вам работать меньше часов в день. Значит, вам придётся расставлять искусственные ограничения по времени во время работы.

 

Вместо того, чтобы выделять себе неделю на завершение проекта, разбейте это задание на несколько частей и ставьте себе несколько дедлайнов в течение недели.

 

Если заставить ограничения по времени работать на пользу себе, то у вас будет больше свободы, а не меньше.

7. Круг компетенции  

«Я не гений. Я умный человек, но у меня есть пределы». – Том Уотсон, основатель компании IBM

 

Всю нашу жизнь нам приходится бороться со своими слабостями, забывая о своих сильных сторонах.

 

Но если обратиться к опыту большинства успешных спортсменов, бизнес-лидеров и политиков, все они говорят нам одно и то же – не выходить за пределы своего круга компетенции.

 

«Нужно понять, в чём заключаются ваши склонности. Если вы забираетесь на территорию, в которой другие компетентнее вас, вы проиграете. Это правило срабатывает практически всегда. Разберитесь, что именно вы умеете лучше других. И не выходите за пределы своего круга компетенции», – Уоррен Баффетт 

 

Вряд ли вы станете лучшим теннисистом в мире или оскароносным актёром. Успех требует огромного количества дисциплины, самопожертвования и, что самое важное, времени.

 

Со временем мы можем расширять свой круг компетенции, но нужно всегда чётко понимать, где он заканчивается на данный момент, и не бояться сказать «Я не знаю».

 

Чем больше когнитивных моделей мы используем, тем больше вероятности, что мы примем правильное решение в важной ситуации.

blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe


Запишитесь
на бесплатную консультацию!
Оставьте свои данные, и в течение 12 часов с Вами свяжется наш менеджер и согласует удобное для Вас время консультации
X
Хотите получить
диплом MBA?
Оставьте свои данные и забирайте курс
книгу "10 шагов к MBA бесплатно"