MBA Strategy

Массовые открытые дистанционные курсы не заменят бизнес-школы, но будут способствовать диверсификаци


Популярность МОДК растет с каждым годом. Очень большой процент студентов - граждане развивающихся стран.

 

В последнее время администраторы бизнес-школ – и других высших учебных заведений – все больше тревожатся, что им не удастся успешно конкурировать с массовыми открытыми дистанционными курсами из-за существенной разницы в стоимости обучения.

 

Как сообщает издание Harvard Business Review, многие элитные бизнес-школы стали предлагать собственные курсы на базе таких платформ, как Coursera. При желании, можно бесплатно изучить все предметы, входящие в программу МВА. Некоторые специалисты полагают, что МВА для высшего руководства не выдержат конкуренции, поскольку многие компании отдадут предпочтение МОДК, чтобы сэкономить. Такие программы служат важнейшим источником дохода для бизнес-школ. К примеру, 20% ежегодной прибыли Wharton составляет плата за обучение руководителей высшего звена. В Harvard Business School этот показатель составляет 26%, а в IESE – почти 50%.

МВА для высшего руководства не выдержат конкуренции?

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто записывается на МОДК. Если дистанционные курсы привлекают студентов, которые обычно поступают на традиционные программы и Executive MBA, то бизнес-школы действительно под угрозой. “Наши исследования свидетельствуют, что дела обстоят иначе.” - заявляет издание Harvard Business Rewiew. По крайней мере, на данный момент МОДК элитных бизнес-школ не угрожают существующим программам, но привлекают студентов, которые не могли себе позволить учиться по традиционным программам.

 

Был проведен ряд исследований студентов МОДК в Гарварде, Массачусетском технологическом институте и Пенсильванском университете, но ни одно из них не было посвящено исключительно тем, кто изучает бизнес. HBR проанализировало информацию о свыше 875 000 студентов девяти МОДК бизнес-школы Wharton при Пенсильванском университете. Также, они провели демографическое обследование на основе данных, предоставленных 65 тысячами респондентов. На вышеупомянутых девяти курсах преподают основы МВА (бухгалтерия, финансы, маркетинг и управление производством), а также геймификацию и спорт как международный бизнес. Эти МОДК не угрожают существующим программам МВА, но являются крайне привлекательными для, как минимум, трех новых и весьма популярных категорий студентов.

 

Согласно данным, полученным в Wharton, 78% лиц, записавшихся на дистанционные бизнес-курсы, не являются гражданами США. Для сравнения, в 2012 году программы Executive MBA привлекли в среднем 14% студентов-иностранцев. От 10 до 32% иностранцев (в зависимости от вида программы) предпочли учиться заочно или по гибкому графику. Даже стационарные двухгодичные программы МВА, привлекшие 45% студентов-иностранцев, существенно отстают от дистанционных бизнес-курсов по этому показателю.

Массовые открытые дистанционные курсы не имеют географических ограничений

Очевидно, что ни одна традиционная программа бизнес-образования не сравнится с МОДК по широте географического охвата. Это достижение особенно поражает, учитывая, что бизнес-школы оперируют в значительно более крупных масштабах.

 

Соответственно, МОДК предоставляют бизнес-школам уникальную возможность выйти на доселе неосвоенные рынки. Почти половина студентов-иностранцев, записавшихся на МОДК в Wharton, – граждане развивающихся стран.

 

В развивающихся странах у предпринимателей практически нет возможности получить высококачественное бизнес-образование. Во всей Африке южнее Сахары есть только пять бизнес-школ, получивших аккредитацию - AACSB, AMBA или EQUIS – и все они находятся в ЮАР. МОДК – единственный доступный источник качественной подготовки для граждан этих стран.

 

Существенные отличия между студентами МОДК и традиционных бизнес-школ наблюдаются даже в категории граждан США. Во-первых, на дистанционные курсы записывается значительно больше образованных американцев, родившихся за границей. Количество американцев иностранного происхождения, обучающихся на дистанционных курсах Wharton, составляет 35%, причем 54% из них имеют высшее образование. Только 12,9% населения США родились за границей. Хотя среди студентов МОДК в принципе много людей с высшим образованием, студенты с высшими научными степенями преобладают среди американцев иностранного происхождения.

 

При этом 17% или каждый шестой образованный гражданин США иностранного происхождения, обучающийся на МОДК, является нетрудоустроенным. Количество безработных среди студентов МОДК, которые являются гражданами США и родились в США, составляет 13%. Из этих данных можно сделать вывод, что открытые дистанционные курсы привлекают тех, кто не может себе позволить учиться в элитной бизнес-школе. Что касается безработных, то обучение на МОДК позволит им получить сертификат и навыки, способствующие дальнейшему трудоустройству.

МОДК в основном ценится иностранцами

Наконец, среди студентов МОДК достаточно много представителей меньшинств. Среди студентов-американцев, обучающихся на открытых дистанционных бизнес-курсах Wharton, количество представителей меньшинств составляет 19%, тогда как в девяти ведущих американских бизнес-школах этот показатель не превышает 11%. Если перевести эти проценты в конкретные цифры, различие становится еще более явным. Так, 11% в вышеупомянутых девяти ведущих бизнес-школах соответствуют всего 315 студентам, тогда как 19% на онлайн-курсах Wharton – 166 552 представителям меньшинств.

 

Бизнес-школы стараются привлечь студентов этих трех категорий: иностранцев, прежде всего граждан развивающихся стран, американцев иностранного происхождения и представителей меньшинств США. Согласно опросу, проведенному в 2012 году Graduate Management Admission Council, бизнес-школы уделяют особое внимание именно этим категориям студентов, но открытые дистанционные бизнес-курсы пользуются среди них значительно большим спросом. Таким образом, МОДК могут оказаться весьма эффективным инструментом привлечения студентов на стационарные программы МВА и Executive MBA.

 

Примечательно, что среди женщин МОДК пользуются меньшей популярностью, чем традиционные бизнес-школы. Сегодня свыше 40% поступающих на МВА – женщины, тогда как среди записавшихся на МОДК количество женщин составляет всего 32%. В странах БРИКС этот показатель еще ниже – 23%. В развивающихся странах женщинам намного сложнее получить бизнес-образование, чем мужчинам. Эффективная реклама поможет бизнес-школам привлечь эту обширную категорию студентов.

 

Чтобы использовать МОДК как инструмент привлечения представителей всех этих разных категорий, бизнес-школы должны разобраться в мотивации студентов. Например, предыдущие дискуссии вокруг МОДК были в основном посвящены тому факту, что студенты относительно редко прослушивают весь курс до конца. Действительно, из всех студентов, которые записались на курсы в Wharton, только каждый двенадцатый продолжал слушать лекции через восемь недель с момента начала обучения. Только 5% студентов обработали все учебные материалы и выполнили все задания (среди слушателей других курсов, не посвященных бизнесу, этот показатель составляет 3%). Причем оказывается, что курсы до конца прослушивают преимущественно образованные и трудоустроенные мужчины из стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Среди американцев такие студенты, как правило, белые.

Бизнес-школы должны корректировать свою бизнес-модель под нужды студентов

На первый взгляд, результаты исследования свидетельствуют о том, что МОДК не способствуют диверсификации студенческого коллектива бизнес-школ. Однако следует принять во внимание, что окончание курса не является приоритетом для многих студентов. По результатам опроса, проведенного перед началом бизнес- и других курсов в Пенсильванском университете, только 43% респондентов заявили, что получение сертификата об успешном окончании курсов для них «крайне важно» или «очень важно». По данным edX, всего лишь 27% придают большое значение получению сертификата.

 

Бизнес-школам следует учесть эту особенность и отказаться от своей нынешней бизнес-модели, в которой студенты должны платить за сертификат. В бизнес-курсы нужно внести изменения, чтобы они отвечали целям учащихся, какими бы они ни были. Возможно, стоит ввести абонентскую плату или условно бесплатную модель доступа к курсам, а может, придется полностью пересмотреть структуру онлайн-курса как такового.

 

На основе наших данных можно сделать вывод, что МОДК не угрожают бизнес-школам и не используют их бизнес-модели. На данный момент они, наоборот, помогают более широкому кругу студентов получить образование. Находясь на начальной стадии развития, курсы в Wharton уже привлекают категории студентов, к которым пытаются «достучаться» многие бизнес-школы: трудоустроенных профессионалов-иностранцев, граждан США, родившихся за границей, а также представителей меньшинств в США.

 

Появление МОДК не могло не отобразиться на высшем образовании. Бизнес-школы и другие высшие учебные заведения вынуждены адаптироваться к новым условиям. Тем не менее, дистанционные курсы могут оказаться вовсе не угрозой, а благоприятной возможностью для развития.

 

ЗаписьнаконсультациипопоступлениювМоскве
blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe

Отзывы клиентов Назад Вперёд

Загрузка...

Подписка на новости

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Партнеры

gogmat

Дружите с нами

Google +youtubetwittervklinkedinFacebookMBA BlogInstagram

Партнеры

© 2004-2017 MBA Strategy.
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.