MBA Strategy

Массовые открытые дистанционные курсы не заменят бизнес-школы, но будут способствовать диверсификаци

Дата публикации: 16 июня 2017

Популярность МОДК растет с каждым годом. Очень большой процент студентов - граждане развивающихся стран.

 

В последнее время администраторы бизнес-школ – и других высших учебных заведений – все больше тревожатся, что им не удастся успешно конкурировать с массовыми открытыми дистанционными курсами из-за существенной разницы в стоимости обучения.

 

Многие элитные бизнес-школы стали предлагать собственные курсы на базе таких платформ, как Coursera. При желании, можно бесплатно изучить все предметы, входящие в программу МВА. Некоторые специалисты полагают, что МВА для высшего руководства не выдержат конкуренции, поскольку многие компании отдадут предпочтение МОДК, чтобы сэкономить. Такие программы служат важнейшим источником дохода для бизнес-школ. К примеру, 20% ежегодной прибыли Wharton составляет плата за обучение руководителей высшего звена. В Harvard Business School этот показатель составляет 26%, а в IESE – почти 50%.

МВА для высшего руководства не выдержат конкуренции?

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто записывается на МОДК. Если дистанционные курсы привлекают студентов, которые обычно поступают на традиционные программы и Executive MBA, то бизнес-школы действительно под угрозой. “Наши исследования свидетельствуют, что дела обстоят иначе.” - заявляет издание Harvard Business Rewiew. По крайней мере, на данный момент МОДК элитных бизнес-школ не угрожают существующим программам, но привлекают студентов, которые не могли себе позволить учиться по традиционным программам.

 

Был проведен ряд исследований студентов МОДК в Гарварде, Массачусетском технологическом институте и Пенсильванском университете, но ни одно из них не было посвящено исключительно тем, кто изучает бизнес. HBR проанализировало информацию о свыше 875 000 студентов девяти МОДК бизнес-школы Wharton при Пенсильванском университете. Также, они провели демографическое обследование на основе данных, предоставленных 65 тысячами респондентов. На вышеупомянутых девяти курсах преподают основы МВА (бухгалтерия, финансы, маркетинг и управление производством), а также геймификацию и спорт как международный бизнес. Эти МОДК не угрожают существующим программам МВА, но являются крайне привлекательными для, как минимум, трех новых и весьма популярных категорий студентов.

 

Согласно данным, полученным в Wharton, 78% лиц, записавшихся на дистанционные бизнес-курсы, не являются гражданами США. Для сравнения, в 2012 году программы Executive MBA привлекли в среднем 14% студентов-иностранцев. От 10 до 32% иностранцев (в зависимости от вида программы) предпочли учиться заочно или по гибкому графику. Даже стационарные двухгодичные программы МВА, привлекшие 45% студентов-иностранцев, существенно отстают от дистанционных бизнес-курсов по этому показателю.

Массовые открытые дистанционные курсы не имеют географических ограничений

Очевидно, что ни одна традиционная программа бизнес-образования не сравнится с МОДК по широте географического охвата. Это достижение особенно поражает, учитывая, что бизнес-школы оперируют в значительно более крупных масштабах.

 

Соответственно, МОДК предоставляют бизнес-школам уникальную возможность выйти на доселе неосвоенные рынки. Почти половина студентов-иностранцев, записавшихся на МОДК в Wharton, – граждане развивающихся стран.

 

В развивающихся странах у предпринимателей практически нет возможности получить высококачественное бизнес-образование. Во всей Африке южнее Сахары есть только пять бизнес-школ, получивших аккредитацию - AACSB, AMBA или EQUIS – и все они находятся в ЮАР. МОДК – единственный доступный источник качественной подготовки для граждан этих стран.

 

Существенные отличия между студентами МОДК и традиционных бизнес-школ наблюдаются даже в категории граждан США. Во-первых, на дистанционные курсы записывается значительно больше образованных американцев, родившихся за границей. Количество американцев иностранного происхождения, обучающихся на дистанционных курсах Wharton, составляет 35%, причем 54% из них имеют высшее образование. Только 12,9% населения США родились за границей. Хотя среди студентов МОДК в принципе много людей с высшим образованием, студенты с высшими научными степенями преобладают среди американцев иностранного происхождения.

 

При этом 17% или каждый шестой образованный гражданин США иностранного происхождения, обучающийся на МОДК, является нетрудоустроенным. Количество безработных среди студентов МОДК, которые являются гражданами США и родились в США, составляет 13%. Из этих данных можно сделать вывод, что открытые дистанционные курсы привлекают тех, кто не может себе позволить учиться в элитной бизнес-школе. Что касается безработных, то обучение на МОДК позволит им получить сертификат и навыки, способствующие дальнейшему трудоустройству.

МОДК в основном ценится иностранцами

Наконец, среди студентов МОДК достаточно много представителей меньшинств. Среди студентов-американцев, обучающихся на открытых дистанционных бизнес-курсах Wharton, количество представителей меньшинств составляет 19%, тогда как в девяти ведущих американских бизнес-школах этот показатель не превышает 11%. Если перевести эти проценты в конкретные цифры, различие становится еще более явным. Так, 11% в вышеупомянутых девяти ведущих бизнес-школах соответствуют всего 315 студентам, тогда как 19% на онлайн-курсах Wharton – 166 552 представителям меньшинств.

 

Бизнес-школы стараются привлечь студентов этих трех категорий: иностранцев, прежде всего граждан развивающихся стран, американцев иностранного происхождения и представителей меньшинств США. Согласно опросу, проведенному в 2012 году Graduate Management Admission Council, бизнес-школы уделяют особое внимание именно этим категориям студентов, но открытые дистанционные бизнес-курсы пользуются среди них значительно большим спросом. Таким образом, МОДК могут оказаться весьма эффективным инструментом привлечения студентов на стационарные программы МВА и Executive MBA.

 

Примечательно, что среди женщин МОДК пользуются меньшей популярностью, чем традиционные бизнес-школы. Сегодня свыше 40% поступающих на МВА – женщины, тогда как среди записавшихся на МОДК количество женщин составляет всего 32%. В странах БРИКС этот показатель еще ниже – 23%. В развивающихся странах женщинам намного сложнее получить бизнес-образование, чем мужчинам. Эффективная реклама поможет бизнес-школам привлечь эту обширную категорию студентов.

 

Чтобы использовать МОДК как инструмент привлечения представителей всех этих разных категорий, бизнес-школы должны разобраться в мотивации студентов. Например, предыдущие дискуссии вокруг МОДК были в основном посвящены тому факту, что студенты относительно редко прослушивают весь курс до конца. Действительно, из всех студентов, которые записались на курсы в Wharton, только каждый двенадцатый продолжал слушать лекции через восемь недель с момента начала обучения. Только 5% студентов обработали все учебные материалы и выполнили все задания (среди слушателей других курсов, не посвященных бизнесу, этот показатель составляет 3%). Причем оказывается, что курсы до конца прослушивают преимущественно образованные и трудоустроенные мужчины из стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Среди американцев такие студенты, как правило, белые.

Бизнес-школы должны корректировать свою бизнес-модель под нужды студентов

На первый взгляд, результаты исследования свидетельствуют о том, что МОДК не способствуют диверсификации студенческого коллектива бизнес-школ. Однако следует принять во внимание, что окончание курса не является приоритетом для многих студентов. По результатам опроса, проведенного перед началом бизнес- и других курсов в Пенсильванском университете, только 43% респондентов заявили, что получение сертификата об успешном окончании курсов для них «крайне важно» или «очень важно». По данным edX, всего лишь 27% придают большое значение получению сертификата.

 

Бизнес-школам следует учесть эту особенность и отказаться от своей нынешней бизнес-модели, в которой студенты должны платить за сертификат. В бизнес-курсы нужно внести изменения, чтобы они отвечали целям учащихся, какими бы они ни были. Возможно, стоит ввести абонентскую плату или условно бесплатную модель доступа к курсам, а может, придется полностью пересмотреть структуру онлайн-курса как такового.

 

На основе наших данных можно сделать вывод, что МОДК не угрожают бизнес-школам и не используют их бизнес-модели. На данный момент они, наоборот, помогают более широкому кругу студентов получить образование. Находясь на начальной стадии развития, курсы в Wharton уже привлекают категории студентов, к которым пытаются «достучаться» многие бизнес-школы: трудоустроенных профессионалов-иностранцев, граждан США, родившихся за границей, а также представителей меньшинств в США.

 

Появление МОДК не могло не отобразиться на высшем образовании. Бизнес-школы и другие высшие учебные заведения вынуждены адаптироваться к новым условиям. Тем не менее, дистанционные курсы могут оказаться вовсе не угрозой, а благоприятной возможностью для развития.

 

ЗаписьнаконсультациипопоступлениювМоскве
blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe

Отзывы клиентов Назад Вперёд

Загрузка...

Подписка на новости

assessment_block

Партнеры

gogmat

Дружите с нами

Google +youtubetwittervklinkedinFacebookMBA BlogInstagram

Партнеры

© 2004-2015 MBA Strategy.
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.