MBA Strategy

К кому обращаться за рекомендацией?


Ккомуобращатьсязарекомендацией?


Если вы собираетесь поступать в высшее учебное заведение, чтобы получить диплом бакалавра, магистра или доктора наук, будьте готовы к тому, что вам понадобится рекомендательное письмо.

Зачем нужны рекомендательные письма?

Как правило, нужно подать два рекомендательных письма, но иногда требуется одно или три. Вам нужна рекомендация от человека, который хорошо осведомлен о вашей успеваемости и профессиональных достижениях. Ни в коем случае нельзя обращаться за рекомендациями к знакомым, друзьям или членам семьи.

Что такое рекомендательное письмо?

Рекомендательное письмо – это, как правило, документ на одну страницу, в котором рассказывается о ваших качествах, навыках и способностях. Эта информация помогает приемной комиссии определить, какой у вас потенциал и способны ли вы справиться с академической нагрузкой в вузе. Следовательно, автором рекомендательного письма должен быть человек, которых хорошо вас знает, и оно должно представлять вас в выгодном свете. Как правило, рекомендательные письма пишут преподаватели, начальники, коллеги, партнеры или клиенты поступающего. Какой бы вуз вы ни выбрали, скорее всего, от вас потребуется предоставить одну или несколько рекомендаций.

Виды рекомендательных писем

В зависимости от содержания, рекомендательные письма делятся на две категории:

  • Академические рекомендации (от преподавателей, учителей, репетиторов и т.п.);
  • Профессиональные рекомендации (от партнеров, клиентов, начальников или главных менеджером по текущему или предыдущему месту работы).

 

Как правило, в бизнес-школу нужно подавать две профессиональные рекомендации: от прямого начальника и от коллеги.

 


Некоторые бизнес-школы требуют несколько рекомендательных писем

 

«Первое рекомендательное письмо должно быть написано непосредственным начальником. Вторую профессиональную рекомендацию может дать кто-нибудь из ваших коллег, человек, работавший с вами в одной организации, клубе или волонтерском проекте», – Chicago Booth Business School.

 

«Требуется подать два рекомендательных письма от людей, хорошо знакомых с вашими достижениями на рабочем месте, – желательно, от нынешнего или предыдущего начальника», – Wharton Business School.

 

«Если вы работали на полную ставку не менее шести месяцев, необходимо предоставить одну рекомендацию от вашего нынешнего начальника. Другое рекомендательное письмо должно быть написано либо вашим бывшим непосредственным начальником, либо коллегой, который занимает более высокую должность по отношению к вам и поделится мнением о вашей кандидатуре», – Columbia Business School.

 

В отдельных случаях требуется три рекомендательных письма или же, наоборот, одно. Иногда можно прислать рекомендацию по желанию, если вы хотите представить точку зрения независимого эксперта.

 

«Требуется одно рекомендательное письмо, но также разрешено подавать до двух дополнительных рекомендаций на рассмотрение комитета», – Cornell Business School.


Ккомуобращатьсязарекомендацией?

 

«В Michigan Ross используется Стандартная форма рекомендаций GMAC и для поступления требуется подать только одно рекомендательное письмо. За рекомендацией следует обращаться к человеку, который способен рассказать о ваших профессиональных достижениях и стиле работы. Лучше всего подойдет ваш нынешний или бывший начальник. В качестве альтернативы можно обратиться к клиенту, менеджеру по проектам или профессиональному наставнику», – Michigan Ross Business School.

К кому лучше всего обратиться за рекомендацией?

К коллеге, который хорошо вас знает. Это самый первый и главнейший критерий. Этот человек должен быть осведомлен о вашем развитии, характере и потенциале, а также знать обо всех ваших профессиональных достижениях. Помните: приемной комиссии нужна свежая информация о ваших сильных сторонах, качествах, навыках, развитии – т.е. обо всем, что поможет убедить сотрудников университета в том, что вы способны справиться с академической нагрузкой. Поэтому в качестве автора рекомендательного письма лучше всего подойдет ваш текущий начальник, но в любом случае этот человек должен быть знаком с вами как минимум полгода, а лучше – в течение нескольких лет, и иметь опыт тесного взаимодействия с вами на профессиональной основе. Важно помнить, что в письме недостаточно перечислить характеристики поступающего, нужно еще и сопроводить их примерами из жизни.

 

«Кандидат А обладает высокоразвитыми навыками ведения переговоров. Благодаря своей дипломатичности и тактичности, она добивается наилучших результатов для компании. Ей удалось привлечь 20 новых спонсоров к участию в нашем летнем мероприятии, направленном на увеличение объема продаж в период низкого спроса. Во время переговоров с поставщиками при организации Дня медработника, ей удалось привлечь 10 крупных спонсоров. Именно Кандидат А подписала эксклюзивный контракт с китайским производителем медицинского оборудования, который являлся крайне привлекательным клиентом для Компании Б».

 


Рекомендацию должен писать лояльный человек, который хорошо вас знает

 

«…продемонстрировала прекрасно развитые управленческие навыки во время летнего семестра, когда возглавляла команду из трех интернов, перед которыми была поставлена задача изучить особенности процесса передачи данных от старой системы к новой. В качестве руководителя она правильно распределила рабочую нагрузку и отлично все спланировала, так что задание было выполнено за несколько дней до крайнего срока».

 

Время очень важно! За рекомендацией следует обращаться к тому, у кого есть достаточно времени на написание письма. Правильно структурированную и подробную рекомендацию, которая подчеркивает ваши достоинства и сильные стороны, невозможно подготовить за день-два. Не дожидайтесь крайнего срока, дайте автору 3-4 недели на то, чтобы собраться с мыслями и написать отличное рекомендательное письмо.

 

Устройте «мозговой штурм» со своим рекомендателем. Обращаясь к человеку за рекомендацией, помните: он не будет тратить время на то, чтобы вспомнить все, что ему известно о вас. Как уже говорилось, каждое утверждение о вас должно подкрепляться примерами, благодаря которым ценность рекомендации возрастет. Автор рекомендательного письма не обязан держать в голове все ваши достижения, успешно внедренные идеи, инициативы и прогресс, которого вы достигли с тех пор, как устроились на работу в компании. Поэтому советуем загодя договориться о встрече с рекомендателем, чтобы вы могли обсудить информацию, которую следует включить в письмо, важные детали, которые нужно подчеркнуть, и соответствующие примеры. Нет, вы не должны говорить рекомендателю, что именно нужно делать – просто намекните, какую информацию следует включить в письмо, какие детали важны, а какие – нет. В противном случае, существует высокая вероятность того, что рекомендательное письмо будет подготовлено плохо, без значимой информации.

Хорошая рекомендация повышает ваши шансы на поступление

Это действительно так. Многие не осознают, насколько важную роль играет рекомендация. Хорошо написанное и правильно структурированное рекомендательное письмо, которое раскрывает вашу личность и потенциал, будет высоко оценено приемной комиссией. Некоторые поступающие не считают этот документ особо важным – не повторяйте их ошибку. Все документы, которые необходимо подать при поступлении, одинаково ценны. Конечно, одна идеальная рекомендация не гарантирует, что вы поступите, но зато плохо написанное рекомендательное письмо может привести к тому, что вашу кандидатуру отклонят.


Ккомуобращатьсязарекомендацией?

 

«Мы оцениваем кандидатуры поступающих на основе всей доступной информации. Ни один из факторов по отдельности – будь то успеваемость в колледже, эссе, результат теста, собеседование, рекомендательные письма или опыт работы – не является решающим. Мы рассматриваем каждую кандидатуру в целом и принимаем во внимание многие факторы, в частности, образование, профессиональный и личный опыт, пригодность к обучению по программе МВА в Стэнфордской высшей школе бизнеса, а также стремления, ценности и достижения», – Stanford Business School.

 


Документы на поступление рассматриваются в целом и имеют равное влияние на впечатление от кандидата

 

«Приемная комиссия ищет талантливых студентов, получивших образование и опыт в разнообразных учебных заведениях и предприятиях. Документы на поступление рассматриваются в целом, ни один из факторов по отдельности – к примеру, средний балл аттестата, результат GMAT/GRE или опыт работы – не является определяющим при принятии окончательного решения. Мы рассматриваем заявки, руководствуясь тремя общими критериями: умственные способности, профессиональные и личные достижения, межличностное общение и навыки работы в команде», – Michigan Ross Business School.

 

Распространенная ошибка многих поступающих заключается в том, что они обращают внимание только на должность потенциального рекомендателя, забывая о том, что этот человек на самом деле мало о них знает. Должность – не главное. Важно, чтобы человек был осведомлен о ваших сильных сторонах и достижениях и мог привести конкретные примеры ситуаций, в которых вы проявили свои способности. Многие бизнес-школы настаивают, что должность автора рекомендательного письма не столь важна, поскольку приемную комиссию интересует прежде всего содержание. Вот как об этом пишет Wharton:

 

«Не столь важно, какую должность занимает автор рекомендательного письма – главное, чтобы он мог предоставить конкретную и достоверную информацию о вас. Присылайте рекомендации от людей, которые способны откровенно говорить о ваших способностях и возможностях», – Wharton Business School.

 

«Должность или статус рекомендателя не имеет значения. Важно то, насколько тесно он сотрудничал с вами или способен ли доказать, что вы являетесь ценным сотрудником, а также рассказать о ваших профессиональных достижениях, личностных качествах и навыках межличностного общения в контексте организации», – Berkeley Haas Business School.

Заключение

  • Напоследок, вот еще несколько дополнительных советов:
  • Нельзя недооценивать ценность рекомендаций.
  • Относитесь к рекомендательному письму так же серьезно, как результату GMAT, среднему баллу аттестата и эссе.
  • Будьте честны с рекомендателем: объясните, почему для вас так важно получить хорошую рекомендацию, и заинтересуйте его в вашем успехе.
  • Помните: самую лучшую рекомендацию напишет тот, кто искренне поддерживает вас в стремлении поступить в бизнес-школу и может рассказать о вашем опыте, навыках и сильных сторонах.
  • И последнее: обязательно сообщайте своему рекомендателю последнюю информацию о процессе поступления, чтобы убедиться, что все идет по плану и приемная комиссия получит ваше рекомендательное письмо в срок.

 

MBA Strategy – это консалтинговая компания по вопросам поступления, которая вот уже 10 лет помогает талантливым кандидатам поступать в ведущие бизнес-школы. Среди наших достижений можно выделить следующие:

  • Около 1000 клиентов получили 700 баллов и выше за GMAT
  • Свыше 500 клиентов поступили в ведущие бизнес-школы США и Европы

 

Ккомуобращатьсязарекомендацией?

 

Анна Токарева – консультант MBA Strategy и эксперт в вопросах выбора бизнес-школы, а также анализа и совершенствования профилей кандидатов, резюме и вступительных эссе.

 

ЗаписьнаконсультациипопоступлениювМоскве
blog comments powered by Disqus

Подписка на новости Subscribe

Youtube канал основателя
MBA Strategy

Отзывы клиентов Назад Вперёд

Загрузка...

Подписка на новости

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку персональных данных
contacts_block

Партнеры

gogmat

Дружите с нами

Google +youtubetwittervklinkedinFacebookMBA BlogInstagram

Партнеры

© 2004-2017 MBA Strategy.
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.